Главная » ГИА » Итоговое сочинение


Итоговое сочинение (изложение)

Сроки проведения

Основной срок

Дополнительные сроки

4 декабря 2019 года 5 февраля 2020 года 6 мая 2020 года

Документы 

  • Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 08.10.2019 № 1454 "Об утверждении отчетных форм пункта проведения итогового сочинения (изложения) и сценария действий члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) в аудитории пункта проведения итогового сочинения (изложения)" (открыть в PDF)
  • Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 08.10.2019 № 1453 "Об утверждении Инструкций по проведению итогового сочинения (изложения)" (открыть в PDF)
  • Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 27.09.2019 № 1399 "Об утверждении порядка проведения итогового сочинения (изложения) на территории Мурманской области в 2019/2020 учебном году" (открыть в PDF)
  • Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 27.09.2019 № 1398 "Об утверждении порядка организации проверки итогового сочинения (изложения) на территории Мурманской области в 2019/2020 учебном году" (открыть в PDF)
  • Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 27.09.2019 № 1396 "Об утверждении форм заявлений участников итогового собеседования, итогового сочинения (изложения), государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования" (открыть в PDF)
  • Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 27.09.2019 № 1395 "Об утверждении списка общеобразовательных организаций, на базе которых выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образования в иностранных образовательных организациях, пишут итоговое сочинение (изложение) в 2019/2020 учебном году" (открыть в PDF)
  • Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 01.11.2017 № 1725 "Об утверждении порядка организации питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур в местах проведения итогового сочинения (изложения) и в пунктах проведения экзаменов, расположенных на территории Мурманской области" (открыть в PDF)
  • Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (открыть в PDF)
​​​​​​​

Тематические направления итогового сочинения

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2019-2020 учебный год

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарии к направлениям от ФИПИ

«Война и мир» – к 150-летию великой книги.

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

Надежда и отчаяние.

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

Добро и зло.

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Гордость и смирение.

 Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

 Он и она.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».


Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой об итоговом сочинении на сайте Российской Газеты от 10.09.2018 г.


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.


Итоговое сочинение (изложение): вопросы и ответы

1. Обязательно ли писать сочинение выпускнику прошлых лет для допуска на ЕГЭ?
Нет. Итоговое сочинение (изложение) является обязательным условием допуска к ГИА для выпускников текущего года.

2. Может ли выпускник иностранной школы писать итоговое сочинение?
Да. Обучающимся, получающим среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, при подаче заявления необходимо предоставить справку из образовательной организации по месту обучения, подтверждающую, что в настоящее время обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования, с указанием нормативного срока освоения образовательных программ. Справка должна содержать информацию о планируемом сроке получения документа об образовании и (или) о квалификации.

3. Можно ли взять с собой на экзамен лекарства?
Да. Нормативно-правовые документы не содержат запрет по данному вопросу.

4. Можно ли будет пересдать итоговое сочинение в феврале?
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные в текущем учебном году (первая среда февраля и первая рабочая среда мая):
- обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).


5. Когда и где можно будет узнать результаты сочинения?
С результатами итогового сочинения (изложения) обучающиеся могут ознакомиться:
- в своей образовательной организации: результаты проверки могут быть объявлены непосредственно после проведения проверки муниципальной комиссией. Результатом является «зачет» или «незачет».
- на Официальном информационном портале Единого государственного экзамена (можно ознакомиться с результатами и изображениями бланков итогового сочинения (изложения).
Порядок проведения итогового сочинения (изложения) на территории Мурманской области, а также порядок и сроки его проверки устанавливается Министерством образования и науки Мурманской области.


6. Срок действия результатов итогового сочинения.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них действующего итогового сочинения прошлых лет. Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

7. Когда, где и как записаться на итоговое сочинение выпускнику прошлых лет?
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление вместе с согласием на обработку персональных данных не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). Выпускники прошлых лет подают заявление в места, определенные Министерством образования и науки Мурманской области (информация на сайте Министерства образования и науки Мурманской области в разделе ЕГЭ-2018 под сноской «Пункты регистрации выпускников прошлых лет на ЕГЭ»). Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании и паспорт. Заявление выпускником прошлых лет подается лично.

8. Может ли учащийся СПО записаться на итоговое сочинение в феврале или мае?
Да. Может.

9. Где и как проверяется сочинение?
Проверка работ осуществляется муниципальной комиссией в течение 3-х дней. После чего работы передаются в Центр обработки информации, где в течение 5-ти дней они должны быть отсканированы.

10. Участник не смог явиться на сочинение (изложение), когда предоставить справку о болезни (документ, подтверждающий уважительность причины отсутствия)?
Выпускник, пропустивший сочинение (изложение) по причине болезни, представляет медицинскую справку (документ, подтверждающий уважительность причины отсутствия) в школу по мере получения документа, но не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения в дополнительные сроки (другие участники сочинения — в организацию, где регистрировались на участие).

11. Какие задачи решает итоговое сочинение (изложение)?
Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет»). Итоговое сочинение и формой индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

12. Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения?  Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?  
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

13. На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
Можно строить рассуждение с опорой на  одно  произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

14. Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

15. Итоговое сочинение - это сочинение по литературе?
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.

16. Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

17. В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.

18. В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.

19. Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

20. Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: «ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

21. Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования».
В комментарии к Критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру. В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные и фольклорные произведения, дневники, мемуары, публицистику, другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

 


Главная » ГИА » Итоговое сочинение